Опытным путем

Пятибратова Н. В., логопед.
Эврика!

Задумывались ли вы, отчего все малыши с 3-х лет становятся маленькими неутомимыми исследователями? Отчего нас ставят в тупик ворох разнообразных вопросов, на которые односложными «да» и «нет» не отделаешься? Многие ученые считают, что дети по своей природе активно стремятся узнавать как можно больше о том, что их окружает, и что на самом деле сказки и небылицы их не удовлетворяют. Пытливый детский ум всячески стремится узнать правду о вещах и явлениях, которых так много вокруг и которые принадлежат заманчивому миру взрослых.
Маленькие почемучки.
Почему горит огонь? Отчего магнит притягивает железки? Почему сахар растворяется? Чем отличаются пар и дым? Мамам и папам приходится на время стать маленьким справочным бюро. А что если не только рассказывать малышу о том, что ему интересно, но и показывать? Да еще и его привлекать к показу удивительных явлений, делать активным участником? Ставить маленькие опыты, проводить эксперименты, наблюдать, изучать и исследовать можно уже с малышами с 3,5 лет. Для них- это увлекательная игра, которая включает в себя притягательные «запретные плоды» в виде огня, воды, спичек. Для деток постарше – это стимуляция познавательной активности, расширение кругозора и – что очень важно! – обучение правилам техники безопасности. Считается, что любой предмет можно сделать безопасным, если научить ребенка правильному с ним обращению.
Ставим опыты.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю. Все опыты мы разделим на 4 категории: опыты с воздухом, водой, огнем и магнитом. Если правильно организовать такие нехитрые исследования, малыш получит ответы на свои вопросы, существенно пополнит запас знаний об окружающем. Чтобы знания не были хаотичными, малышу нужно объяснить цель опыта, последовательность действий и обязательно – какие выводы можно сделать из увиденного. С читающими детьми результаты опыта можно записать в специальную таблицу. Так знания лучше структурируются, а значит – и лучше усваиваются.
Опыты для малышей с 3,5 лет до 5 лет.
Воздух.
Как работает воздух.
Цель:увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.
Ход опыта:
1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.
2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.
3. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Воздух есть везде.
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Материал:
Пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Ход опыта:
1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.
2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.
3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.
4. Что заставило шарик надуться?
5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.
Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.
Магнит.
Магнитная задача.
Цель: узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы.
Материал: небольшой лист бумаги, гвоздь, магнит.
Ход опыта:
1. Малыш кладет на стол лист бумаги, а рядом – гвоздь.
2. Как с помощью магнита можно поднять лист бумаги?
Вывод: нужно положить под бумагу гвоздь, а сверху приложить магнит и поднять. Гвоздь прилипнет к магниту и поднимет бумагу.
Летающая бабочка.
Цель: познакомиться с магнитом и магнитной силой.
Материал: лист цветной бумаги, скрепка, нитки, магнит
Ход опыта:
1.Малыш с вашей помощью вырезает из бумаги бабочку.
2. Теперь прикрепляет к ней скрепку, а к скрепке –нитку.
3. Пусть возьмет в одну руку нитку, а в другую магнит.
4. Как заставить бабочку летать?
Вывод: магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается - «летает»


Вода.
Плавает, тонет или растворяется?
Цель: поощрять малыша исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Обучить простой классификации.
Материал: глубокая емкость для воды (прозрачная), 3 коробочки для складывания предметов, пинцет, салфетка для вытирания лужиц, железный гвоздь, лоскут ткани, камешек,пластиковая пуговица, стеклянный шарик, спичечный коробок с солью, сахаром, ложечка, клеенка.
Ход опыта:
1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.
2. Предложите малышу взять камень и медленно и осторожно, без всплесков, опустить его в воду.
3. Теперь смотрим, утонул ли он.
4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.
5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.
Самые младшие ребята просто раскладывают предметы в коробочки, а для детей чуть постарше возможен вариант, при котором предметы раскладываются непосредственно в строки таблицы. Они могут расставлять галочки в соответствующих клетках.
Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.
Какого цвета вода?
Цель: выяснить, что вода не имеет цвета, она прозрачна.
Материал: 4 прозрачных стакана, 3 баночки гуаши красного, синего и белого (можно взять простое молоко) цветов, ложечка для размешивания, салфетка для вытирания лужиц и капель.
Ход опыта:
1.Малыш должен налить в каждый стаканчик воды примерно до половины.
2.В первом стакане пусть разведет красную гуашь, во втором – синюю, в третьем –белую.
3. А теперь пускай сравнит цвет воды в стаканчиках.
4. Какого цвета вода в четвертом стаканчике?
Вывод: в четвертом стаканчике вода не имеет цвета. Значит, вода бесцветная.
После проведения этого опыта можно удивить малыша еще больше. Попросите положить в каждый стаканчик чайную ложечку. Что увидит малыш? Видно ли ложечку в первом, втором и третьем стаканчиках? А в четвертом? Таким нехитрым способом вы еще раз уточните знания ребенка о том, что вода прозрачна, поэтому в четвертом стаканчике ложечка видна.
Огонь
Опыты с огнем лучше всего проводит в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Не стоит внушать ребенку излишний страх перед этой стихией. Отнеситесь к опытам также серьезно и спокойно, как и к опытам с водой. Почувствовав ваше ровное отношение к опытам с огнем, малыш гораздо лучше усвоит правила техники безопасности и не испугается во время какой-либо чрезвычайной ситуации. Подготовленный ребенок не убежит, не спрячется в шкаф во время начинающегося пожара, а сумеет справиться сам, пока еще огонь можно потушить. А самое главное – спички и свечки для него не станут «запретным плодом», которым можно воспользоваться,только когда взрослые не видят. Раз мама и папа вместе с ним зажигают огонь и учат, как с ним обращаться – значит, в этом загадочном явлении нет ничего запретного и, следовательно, притягательного. Лучше всего ввести правило: можно работать с огнем, ставить опыты и зажигать спички и свечки только при одном условии – в присутствии взрослых. Однако, если вы введете такое правило, вам придется достаточно часто вместе с малышом проводить такие эксперименты, не отказывая ему. С возрастом острый интерес к огню у малыша пройдет и не перерастет в болезненное «подпольное» развлечение с дворовыми приятелями где –нибудь на пустыре.
Горит или не горит?
Цель: уточнить, какие предметы могут гореть, а какие – нет; научить правилам техники безопасности.
Материал: металлический поднос, миска для воды, железный пинцет, свечка, кусочек дерева, пластмассы, бумаги, камень, железо, ткань, 3 коробочки.
Ход опыта:
1. Вместе с малышом расставьте на подносе свечку, миску с водой, спички, коробочку с материалами, 2 пустых коробочки, пинцет.
2. Взрослый зажигает свечку. Можно научить малыша это делать и доверить такое ответственное задание ему.
3. Теперь малыш должен взять любой предмет пинцетом и поднести к свечке. Напомните ему, что горящий предмет всегда можно окунуть в воду и он потухнет.
4. Когда предмет загорится, пусть малыш понаблюдает за ним и только потом потушит в миске с водой.
5. Если предмет горит – его нужно положить в коробочку для предметов, которые горят, а если не горит – в другую коробочку.
Вывод: горит дерево, пластмасса, бумага, ткань; не горит камень, железо.


Опыты для деток 5-6 лет.
Воздух.
Воздух есть везде.
Цель: определить и убедиться, что воздух есть всюду
Материал: верхняя часть пластиковой бутылки с крышкой, миска для воды, тонкая длинная полоска бумаги.
Ход опыта:
1. Попросите малыша самостоятельно приготовить все для опыта на столе.
2. Открутите крышку.
3. Возьмите длинную полоску бумаги и просуньте полоску бумаги в горлышко, оставив сверху маленький кончик.
4. Закрутите крышку.
5. Затем малыш наливает воды в миску и опускает верхнюю часть бутылки в воду крышкой вверх.
6. Пускай осторожно поднимет и посмотрит, намокла ли бумага?
7. Снова пусть опустит бутылку в воду и откроет крышку.
8. Что же произошло?
9. Поднялась ли вода в бутылке?
10. Намокла ли бумага?
11. Теперь пришло время заполнить таблицу.
Вывод: когда крышка была закрыта, бумага оставалась сухой, так как воздух не давал подниматься воде вверх. Когда крышку открыли, воздух вышел. Вода поднялась и замочила бумагу.

Таблица:

Вода
Плавающая скрепка.
Цель: пронаблюдать силу поверхностной пленки воды.
Материал: широкая прозрачная миска, скрепка, вилка.
Ход опыта:
1.Малыш расставляет все необходимое на столе и наливает воду в миску.
2.Пускай бросит скрепку в воду. Что произошло?
3. Теперь пусть достанет скрепку вилкой.
4. А вот теперь над положить скрепку на зубцы вилки.
5.Вилкой осторожно малыш должен положить скрепку на воду плашмя.
6. Что произошло со скрепкой?
7. Понаблюдайте за поверхностью воды. Что видит малыш?
Вывод: скрепка может плавать на поверхности воды, так как ее держит поверхностная пленка.
Снег превращается в воду.
Цель: пронаблюдать превращение снега в воду.
Материал: поднос, миска со снегом, большая ложка, свечка, спички, маленькая чашечка.
Ход опыта:
1. Когда малыш все приготовил на солее для опыта, он может под наблюдением мамы зажечь свечку.
2. Пусть наберет в ложку снег.
3. Теперь осторожно подержит ложку над свечкой.
4. Малыш выливает воду из ложки в чашечку.
5. Также нагревает еще несколько ложек снега и выливает их в чашечку.
6. Сколько ложек снега пришлось растопить, чтоб наполнить чашечку водой?
Вывод: при нагревании снег превращается в воду. Он при этом занимает меньше места.
Этот опыт можно делать с кубиками льда.

Магнит.
Фокус с магнитом.
Цель: удивить друзей.
Материал:стеклянный стаканчик, скрепка, вода, магнит.
Ход опыта:
1.Малшы кладет в стакан скрепку и наливает в него воду.
2.Как, не замочив пальцев, достать скрепку из стакана?
Вывод: нужно поднести магнит ко дну стакана, и он притянет скрепку. Теперь нужно вести магнит по стеклу вверх, чтобы вытащить скрепку. Следовательно, магнит притягивает скрепку через стекло и воду.
Танцующие скрепки.
Цель: определить, через какие материалы действует магнит.
Материал: квадратный лист бумаги, картон, пенопласт, железная крышка, деревянная ложечка, пластмасса, скрепки.
Ход опыта:
1. Попросите малыша положить на лист бумаги скрепки.
2. Приподнимите лист бумаги, а малышу предложите поднести снизу магнит.
3. Можно ли магнитом подвигать скрепки?
4. Повторите опыт с картоном, пенопластом, железом, деревом и пластмассой.
5. Через какие предметы скрепки движутся легко, а через какие плохо или совсем не движутся?
Вывод: магнит действует легко через картон, пенопласт, бумагу, дерево и пластмассу.На железной крышке скрепки движутся с трудом, так как железо задерживает магнитную силу.

Огонь
Горит, не горит, плавится.
Здесь вы можете повторить опыт, который описан для малышей от 3,5 лет. Стоит только добавить в работу материалы, которые плавятся и соответствующую третью коробочку для них. Можно взять, например, кусочек полиэтилена, маленький кусочек резины, воска.

Затухающие свечки.
Цель: увидеть, что огонь горит при помощи воздуха, сжигая его.
Материал: железный поднос, 4 свечки, 3 баночки разного размера, песочные часы или секундомер, спички.
Ход опыта:
1. Малыш самостоятельно ставит на металлический поднос на столе все необходимое для опыта.
2. Затем зажигает все свечки.
3. Пускай малыш накроет три свечки банками, а одну свечку оставит не накрытой.
4. Теперь вместе засеките время.
5. В какой последовательности потухли свечки?
Вывод: первой потухла свечка в самой маленькой баночке, так как там меньше всего воздуха, а самой последней потухла свечка в самой большой банке, так как там больше всего воздуха. Ненакрытая свечка будет гореть, пока не сгорит, так как воздуха в комнате достаточно.

Записать ребенка на обучение

Заполните форму и дождитесь нашего звонка - мы поможем вам во всем разобраться

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Перезвоните мне

Заполните форму и дождитесь нашего звонка - мы поможем вам во всем разобраться

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Записать ребенка на очные занятия

Заполните форму и дождитесь нашего звонка - мы поможем вам во всем разобраться

Записать ребенка на онлайн-занятия

Заполните форму и дождитесь нашего звонка - мы поможем вам во всем разобраться

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!

Закрыть