Мои друзья
Бесплатный вебинар

Гаджеты для детей: чума двадцать первого века.

Пятибратова Н.В., логопед.
Гаджеты для детей: чума двадцать первого века.
 
Недавно один медиа-холдинг попросил меня прокомментировать информацию о новом  исследовании какого-то американского университета. Ученые задались целью доказать, что дети раннего возраста лучше развиваются по обычным картонным книжкам и пособиям, чем по так называемым гаджетам. Хочется воскликнуть: наконец-то! И еще - ироничное: да неужели?! Совсем не обязательно быть семи пядей во лбу и иметь ученую степень, чтобы почувствовать вредоносное влияние от «общения» наших детей со всевозможными планшетами, смартфонами и айпадами. Возрастные рамки проблемы злоупотребления гаджетами таковы: если в раннем возрасте логопеды и дефектологи отмечают замедление темпов общего и особенно речевого развития ребенка, то годам к 10-ти беспокоятся уже психологи - компьютерная зависимость у каждого второго, а к 14-ти годам – почти у каждого подростка. Есть такие тяжелые нарушения речи и психики, как алалия и аутизм. Так вот, ведущие отечественные логопеды, ученые (М.Полякова, Т.Визель) говорят о возникновении новой патологии, продукта нашего века – «псевдоаутизме» и «псевдоалалии». Это значит, что ребенок рождается совершенно здоровым, но «зависая» с годика-полутора в гаджетах, перестает нормально развиваться. Он не в полном объеме понимает обращенную речь, не умеет задать вопрос (и это в три, четыре года), а со связной речью просто катастрофа: при составлении рассказа по картинке шестилетка приходит в лингвистический ступор: слов не хватает, программу высказывания мозг сформировать не может. Отчего? Привычки нет, навыка, обычного разговорного опыта, разнообразия ощущений при познании мира. Что странно: мои коллеги -логопеды, понимающие эту ситуацию, радостно аплодируют интерактивной доске (мертвечина в образовательном процессе и постоянно зависающая неудобная и дорогая вещь), активно используют планшеты вместо картинок и даже ай-фоны на занятиях. Логопед, дающий на дом задание наклеить картинки для темы "Предлог В" -это просто раритет какой-то и вообще отсталый человек из каменного века с палкой-копалкой. Проблема между тем постепенно становится междисциплинарной: тревожатся уже и филологи. Дети не могут и потому не любят читать обычные бумажные книги – а только через них можно  впитать живое, «дышащее» слово, формирующее сознание ребенка, а не  через  оцифрованно-мертвый экран монитора (С.Рябцева "Правда о русском слове").. Малоэмоциональны, нелюбознательны, эгоистичны, раздражительны, с ужайшим кругозором и бедным словарным запасом – таковы многие дети нашего «цифрового» общества. Проводить пальцем по экрану много ума не надо, планшеты моментально осваивают даже умственно отсталые дети. Но при этом они остаются умственно отсталыми. Почему? Потому что основной задачей для развития ума в дошкольном детстве является накопление чувственного (сенсорного) опыта и общение со взрослыми; только на их основе, как на фундаменте, строится умственная работа. Неспроста дети с самого начала выказывают потребность много ощупывать, пробовать «на зуб», крутить-вертеть в руках, манипулировать с предметами, слушать, смотреть, спрашивать, анализировать, получать от мира сенсорную информацию. Кстати, качество этой информации, вернее, ее достоверность, очень важны для нормального психического развития ребенка. Объекты окружающего мира должны быть реалистичными: если заяц, то серый или белый, а не розовый, если посуда, то деревянная, железная, стеклянная, а не с глазами на ножках. Психологи не рекомендуют показывать детям лет до 7-8-ми (а по мне, так и до пенсии) монстров, включая, между прочим, сюда и Лунитика, и Шрека и им же подобных «милых» героев. Оказывается, созерцание несуществующих персонажей может сформировать шизоидность восприятия действительности, когда размывается грань между реальным и нереальным миром. Нужно помнить, что ребенок с легкостью погружается в виртуальный мир в силу эмоционально-волевой незрелости, по этой же причине он не может оттуда выбраться. Получается, что самое лучшее для развития ребенка – оно же и самое простое. Незамысловатые деревянные, глиняные или тканевые игрушки и предметы обихода, с которыми можно манипулировать, ощупывать, добывая тот самый сенсорный опыт и развивая мозг. Давайте не будем способствовать распространению мифа о развивающей функции гаджетов; это неправда. А все вместе перестанем лениться и пребывать в иллюзиях и займемся со своими детьми лепкой, аппликацией и рукоделием; чтением книг и складыванием самолетиков из бумаги; игрой в снежки и деланием «домиков» из диванных подушек… И тогда такая профессия как детский психолог, исчезнет за ненадобностьюJ)