Мои друзья
Бесплатный вебинар

Методика "Русский для всех" (Н.А.Зайцев)

 
Методика Н.А.Зайцева «Русский для всех»  в моей методической обработке   является единственным «спасательным кругом» для ребят с дизорфографией (патологической безграмотностью). У  этой категории детей русский язык не в чести, что вполне объяснимо. Год за годом  они корпеют над правилами и не могут применить их на письме, ходят по репетиторам, которые просто дублируют работу учителя, скучают и зевают. Как тут полюбишь русский язык, будь он тысячу раз «великий  и могучий». Существует хороший закон в дефектологии: если  не получается обучить ребенка напрямую, обычными методами, надо идти обходными путями. Именно на этом законе основана методика Н.А.Зайцева, несмотря на то, что разрабатывалась для широкого круга учеников без патологии: от дошколят до студентов, изучающих русский как иностранный. В чем кратко суть методики? Во-первых, автор расположил курс русского языка от 1 до 6 класса (а это база всей школьной программы) на 45 таблицах, удобных и понятных для использования. Эти таблицы можно назвать навигатором по русскому языку. Вот, допустим, вы не  помните, как пишутся  слова в предложении «Как выйдешь на поле ранним весенним утром, так  и душа радуется». Но вы знаете, какую таблицу надо открыть (или бросить взгляд на стену, где они висят), чтобы узнать, как и что пишется. Для слов «выйдешь» и «радуется» заглянете в таблицу 39, а за удвоенной Н пойдете в 23 таблицу – полминуты и ответ готов. Постепенно в  такой «шпаргалке» отпадает необходимость. Во-вторых, все изучение таблиц построено исключительно в игровой форме, даже для девятиклассников. Мотивация у детей поддерживается (а в нашем случае – реанимируется) только за счет завуалирования учебной задачи. Вроде играем, бегаем, ловим рыбок, соревнуемся – а глядишь, час пролетел, новые таблицы изучили, в тетрадках по странице исписали, да как красиво (карандашом потому что) и грамотно (используя таблицы почти невозможно писать иначе). В-третьих, активная форма занятия приятно удивляет ребят (многие просто не могут отлипнуть от стула и парты), а для коррекции это важнейший элемент – только в движении мозг хорошо питается кислородом и начинает трудиться. Все это в совокупности приводит к таким результатам  через пару-тройку месяцев занятий: ребенка, как минимум, не тошнит от занятий русским языком, а как правило, вызывает интерес и кучу вопросов; повышается его грамотность за счет формирования орфографической зоркости и чувства языка;  в головке упорядочивается материал, исчезает страх при письме диктантов, улучшается почерк. Лексический материал для работы с таблицами обширнейший: тут и пословицы, поговорки, крылатые выражения, юмористические тексты, глубокие стихи, красивые отрывки из классики, загадки. Ребята с дизорфогарфией часто демонстрируют страшно бедный словарный запас и ужайший кругозор, поэтому работа над словарем идет постоянно.

Я люблю эту методику, постоянно придумываю новые виды работ, игровые приемы, собираю текстовый материал. Если кому-то стало интересно, что это за методика, которая ни капли не похожа на школьную (но и не противоречит ей, а только дополняет), приходите на  мой семинар «Инновационная методика преподавания русского языка школьникам». Обучиться может каждый, это под силу  и  маме, и бабушке, и няне,  а уж учителям и логопедам – сам Бог велел. Расписание смотрите в разделе «Семинары».  Вы можете и сами ее изучить, а планы для занятий и лексический материал скачать  бесплатно чуть ниже. До встречи!


 
 Планы занятий по коррекции дизорфографии у детей 2-6 классов с использованием пособия Н.А.Зайцева «Русский для всех»
Методическая обработка, видео и комментарии Пятибратовой Н.В.
 
 
Данное планирование пригодится:
 
  • Учителям начальных классов;
  • Учителям русского языка в средней школе;
  • Логопедам и дефектологам, работающим со школьниками с диагнозами ОНР, ЗПР, СДВГ, дисграфия, дислексия, дизорфография;
  • Учителям школ 5 и 7 вида;
  • Родителям;
  • Педагогам детских развивающих центров.

Общие рекомендации проведению занятий:

  1. Прочитайте методическое пособие Н.А.Зайцева к комплекту «Русский для всех». Если вы педагог, то вам понадобится 2 комплекта таблиц: в формате А2 и А4. Большой формат не выпускается, его нужно заказывать самостоятельно в типографии. Если вы – родитель, то для выполнения домашних заданий учителя вам достаточно одного комплекта таблиц в формате А4, которые удобно хранить в папке с файлами.
  2. Разместите на стенах таблицы: 1,2,3,4,5,6,7,11-18. Этих таблиц достаточно на 1- 2 месяца работы. Затем добавляются таблицы 26,27,28. Через 2 мес. понадобятся таблицы 19, 23, 39, 10, 35-38. Оставшиесятаблицы изучаются так, как вам удобно. Если вы работаете с классом или группой детей разного возраста, то располагайте сразу все вышеуказанные таблицы.
  3. Предлагаемое планирование условно, отражает наш опыт работы и рассчитано на слабоуспевающего ребенка со сниженной мотивацией к занятиям. Если ваш ученик старше 3 класса и может осваивать таблицы быстрее – совмещайте два плана в одном занятии, исключайте «детские» игры, такие как миска с фасолью, трафареты и т.д.
  4.  Приготовьте для письма тетрадь в линейку, простой карандаш, маркер, ластик. Рекомендую дополнительные пособия: книжечки с текстовым материалом для диктантов и заданиями типа «вставь пропущенную букву». Это Т.В.Шклярова «Найди ошибку» (на каждый класс), «Отработаем правописание окончаний»; О.Д. Ушакова «Русский язык» (на каждый класс), пособия Узоровой, Нефедовой и тому подобные,. На занятиях часто используются пословицы, поговорки, крылатые выражения и метафоры. Многие дети плохо понимают их смысл, поэтому рекомендую воспользоваться картинками. В группе «Логорадуга» на Одноклассниках вы можете найти массу ссылок для скачивания подобного картинного материала.
  5. Проводите занятие в активной форме. Не менее 50% времени от занятия ребенок должен проводить стоя у таблиц, перемещаясь по помещению или в играх на полу.
  6. Если у вас есть компьютерные технологии, программы и игры по русскому языку, используйте их.

 

Диктанты детей до и после обучения по методике.

Ваня, 7 кл до обучения

Ваня, 7 кл через 4 мес работы

Витя, 2 кл до обучения

Витя, 3 кл после обучения

Майя, 5 кл до обучения

Майя, 5 кл через 5 занятий
 

Рекомендуем посмотреть  занятие с ребенком, окончившим 3 класс и имеющим диагноз «ОНР».

 
 
 
Организация занятий:
Каждое занятие длится 60 минут. Достаточно заниматься 1 раз в неделю,если у ребенка нет дополнительных диагнозов «дисграфия», «общее недоразвитие речи», «синдром дефицита внимания». В этом случае необходимы 2 занятия в неделю. Домашние задания и их неукоснительное выполнение обязательны. Самое главное в работе по методике «Русский для всех» - научить ребенка  самостоятельно  пользоваться  таблицами при выполнении любых домашних заданий, уроков, тестов и т.д. Вот почему работа учителя или репетитора не должна затягиваться больше, чем на один учебный год. Первые положительные результаты обычно фиксируются через 2-4 месяца занятий.
 
Для вашего удобства в конце планирования даны текстовые приложения к  занятиям, дополнительный лексический материал, а внутри планов есть ссылки на видео.